Танец… и бизнес. Блог хореографа Натальи Чуйко

Рабочая программа «Жизнь в танце» театра танца «НАТАН»

I. Пояснительная записка

Направленность программы по хореографии «Жизнь в танце» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначения – досуговой, учебно-познавательной и общекультурной; по форме организации – групповой, кружковой, для творческих коллективов, общедоступной..

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, формированию общечеловеческих ценностей, укреплению психического и физического здоровья. Танцевальное воспитание детей способствует приобретению навыков и знаний в области хореографии, умению красиво двигаться, танцевать, а так же формирует художественный вкус, эстетическое и физическое развитие, развивает фантазию и образную память детей, обогащая их представление об искусстве. Занятия танцем развивают наблюдательность учащихся, дисциплинируют, сплачивают в дружный, объединенный общими интересами коллектив, способствуют формированию их общей культуры.

Отличительной особенностью данной программы является формирование воспитательной компоненты в творческом коллективе через взаимодействие с родительской общественностью. В основе создания хореографического коллектива лежит идея социально-педагогического «взаимодействия: родитель — ученик — педагог». Интересом современной семьи является качественное образование детей, помогающее ребенку социализироваться в сегодняшнем многополюсном пространстве. Что есть качественное образование? Ответ: образование, которое поможет сформировать личность, ориентированную в жизненном пространстве, адаптированную к нему, т. е. компетентную личность. Основной акцент в воспитательной работе сделан на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность. Особое внимание уделяется воспитанию семейных ценностей.

Цель программы

Духовное и физическое развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребенка в целом и его определенных способностей, оказание помощи в поиске профессиональной ориентации и адаптации его в современных условиях жизни.

Задачи программы

Образовательные:

  • Формирование у детей музыкально-ритмических навыков.
  • Формирование навыков правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии.
  • Обучение детей навыкам актерского мастерства.
  • Организация постановочной и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие детей в фестивалях, конкурсах).

Развивающие:

  • Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
  • Развитие мотивации в поиске новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельное добывание знаний).

Воспитательные:

  • Формирование у обучающихся духовно-нравственных качеств личности, ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре.
  • Создание дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности.
  • Создание условий для общения.
  • Адаптация к современной жизни на основе знаний и навыков при помощи общей культуры.

Программа хореографического коллектива театр танца «НАТАН» ЦДТ рассчитана на детей 6-18 летнего возраста, имеющих хореографические данные и проявляющих интерес к искусству хореографии.

Программа предусматривает общее начальное хореографическое обучение, а так же индивидуальное обучение одаренных детей. Срок реализации 6 лет. Принимаются дети 6-12, имеющие хорошие физические, музыкальные, танцевальные данные, обладающие творческими способностями, выносливостью, трудолюбием и увлечённые искусством танца.

Структура программы предусматривает постепенное «спиральное» расширение и существенное углубление знаний, умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Форма занятий — групповая и индивидуальная. Индивидуальные занятия ведутся с одаренными детьми по усложненной программе.

Основные принципы построения учебного занятия

Схема построения урока одинакова на всех годах обучения в хореографическом коллективе: подготовительная часть – основная часть – заключительная часть. Различно содержание и время, отведенное на каждую из частей урока. Например, на основную часть урока на первом году обучения отводится пятнадцать минут, на вторых и третьих годах обучения – сорок минут, а на четвертых-шестых годах обучения – два часа. Основная часть уроков первого, второго, третьего годов обучения содержит в себе учебно-тренировочные задания, а на четвертых, пятых, шестых годах больше времени отводится для постановки танцев. Отличие есть и в характере вида деятельности учащихся: на первых, вторых, третьих годах обучения больше времени в основной части урока учащиеся используют подражательный, познавательный или практический виды деятельности, а на четвертом, пятом, шестом годах – частично-поисковый, творческий и коммуникативный.

Предполагаемые результаты

Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы. За период обучения дети приобретают знания, умения и навыки.

Первый год обучения.

  • навыки музыкально-ритмической деятельности;
  • знакомство с ритмическим строением музыки, ее размером, частями и фразами;
  • усвоение подготовительных танцевальных движений и рисунков;
  • навыки правильного выразительного движения (свободно двигаться в танце, привычка прямо и стройно держаться);
  • главное – изучение игровых народных танцев;
  • раскрытие творческих способностей;
  • развитие организованности, внимания, самостоятельности.

Второй год обучения.

Все требования, предъявляемые к первому году обучения, остаются обязательными и во второй год обучения. Дополнительно выдвигаются следующие:

  • знать позиции рук, ног;
  • освоить положение «стоя боком к станку» держась одной рукой;
  • уметь исполнить препарасьон;
  • иметь навык выворотного положения ног «пятка против пятки» в батман тандю с первой позиции (вперед, назад, в стороны), а так же положение «носок против пятки» в движениях пятой позиции;
  • уметь сочинить простой ритмический рисунок дробных движений в русском танце.

Третий год обучения.

  • развитие музыкальности, пластичности;
  • усвоение более сложных упражнений классической, современной и народной хореографии;
  • выработка сильных, натянутых ног, большого танцевального шага, высокого прыжка;
  • знакомство с танцами народов мира (Россия).

Четвертый год обучения.

  • владеть основными навыками, требуемыми школой классического танца;
  • исполнять движения, сохраняя танцевальную осанку, выворотность;
  • уметь правильно исполнять экзерсис у станка;
  • исполнять движения в характере музыки – четко, сильно, медленно, плавно;
  • уметь импровизировать свой национальный танец в быстром и медленном темпе;
  • усвоение учащимися этюдной работы по актерскому мастерству;
  • критерии хорошего исполнения танца и упражнений.

Пятый год обучения.

  • выработка правильности и чистоты исполнения позиций, поз, движений;
  • развитие силы, выворотности и устойчивости ног;
  • дальнейшее усвоение учащимися этюдной работы по актерскому мастерству;
  • развитие творческого потенциала в процессе обучения и в постановочной работе.

Шестой год обучения.

  • знать выразительные средства в танце и музыке (легато, стаккато, акчелерандо – ускорение, деминуэндо – замедление);
  • знать названия советских балетов, авторов, композиторов, балетмейстеров, создавших балеты;
  • различать стили вальсов – бравурные, лирические, классические, современные;
  • импровизировать на тему классической, народной и современной музыки;
  • выработка выразительности и чистоты исполнения экзерсиса;
  • усвоение технически сложных элементов классического, народного и современного танцев;
  • работа над пальцевой техникой.

Формы и виды контроля

II. Учебно-тематический план

Первый год обучения

Цель: духовное и физическое развитие личности ребенка.

Задачи:

  1. Усвоить правильную постановку рук, ног, головы;
  2. Усвоить координацию движений;
  3. Научить танцевальности и музыкальности.

Второй год обучения

Цель: развитие индивидуальных возможностей личности ребенка.

Задачи:

  1. Знать позиции ног и рук;
  2. Уметь исполнить препарасьон;
  3. Иметь навык выворотного положения ног.

Третий год обучения

Цель: дальнейшее развитие индивидуальных возможностей личности ребенка.

Задачи:

  1. Введение полупальцев у станка;
  2. Маленькое адажио на середине зала;
  3. Изучить средние прыжки на середине зала;
  4. Начальное изучение пируэтов.

Четвертый год обучения

Цель: оказание помощи в поиске профессиональной ориентации и адаптации личности ребенка в современных условиях жизни.

Задачи:

  1. тщательная подготовка корпуса к турам;
  2. изучение больших прыжков (вначале на месте, затем с продвижением);
  3. изучение заноски;
  4. введение полупальцев на середине зала при исполнении некоторых упражнений;
  5. усложнение в построении всех танцевальных комбинаций.

Пятый год обучения

Цель: профессиональная ориентация и адаптация личности в современных условиях жизни.

Задачи:

  1. Развитие творческой активности, фантазии;
  2. Добиться чистоты и техники исполнения;
  3. Исполнение танцевального материала в более быстром темпе, с более разнообразными комбинациями;
  4. Изучение маленьких и больших поз;
  5. Изучение всех больших прыжков.

Шестой год обучения

Индивидуальная работа с одаренными детьми

Цель: профессиональная ориентация и адаптация личности к современным условиям жизни.

Задачи:

  1. Развить технику исполнения сложных движений;
  2. Работа над пируэтами;
  3. Работа на пальцах.

III. Содержание программы

1. Вводное занятие.

Краткая беседа о балетном искусстве, его истоках, эволюции, связях с жизнью, народным творчеством.

2. Музыкально-ритмическая деятельность.

С первых уроков дети приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога — создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению урока.

Правильный подбор музыкальных произведений в соответствии с исполняемым движением, т.е. с соблюдением принципа «музыка — движение».

Художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приемом преподавания.

Задачи для детей 6-8 летнего возраста.

Научить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо).

Научить переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу.

Отмечать в движении метр (сильная доля такта), простейший ритмический рисунок в хлопках, притопах.

Менять движения в соответствии с двух, трехчастной формой и музыкальными фразами.

Музыкально-ритмическая деятельность включает в себя различные задания, упражнения игрового плана, которые являются составной частью урока первого и второго года обучения, где дети так же изучают элементы ритмической гимнастики, где также присутствуют упражнения силовой гимнастики, позволяющие развить силу ног, спины ,стоп, амплитуду размаха и т.д.

Французская партерная гимнастика:

Позы и движения на растяжку («лягушка», «звезды», «циркули»).

Движения по сгибанию и разгибанию коленей, стоп.

Движения на развитие гибкости позвоночника («змея», «кошечка», «лодочка»).

Элементы акробатики («мостики», «шпагаты», «неваляшки»).

Движения по силовой гимнастике

Элементы тренажа, исполняемые на середине зала:

Упражнения для отдельных групп мышц: шеи, плечевого пояса, рук, ног, бедер, корпуса. При исполнении упражнений необходимо следить, чтобы те части тела, которые в данный момент не задействованы, оставались статичными. Это способствует тренировке мышечного чувства.

В последней части тренажа приводятся танцевальные движения и комбинации различной координационной сложности.

Методика и основные принципы тренажа.

Все упражнения тренажа выстраиваются с учетом постепенного возрастания физической нагрузки — от легких движений к трудным, от простых к сложным, от медленных к быстрым и т.д.

3. Классический танец

Занятиям по классическому танцу придается особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки учащихся. Уже на первом году, начиная с первых уроков, занимаемся постановкой корпуса, ног, рук, головы, показываем I, II, III позиции ног и четыре позиции рук, изучаем деми-плие и батманс (отрабатываем балетный шаг, технику простого прыжка (сате)).

Начиная со второго года обучения, занятия по классическому танцу проводятся отдельным уроком 1-2 раза в неделю.

Урок по классическому танцу состоит из упражнений у станка, на середине зала: экзерсис на середине зала, что и у станка, адажио (состоит из поз и положений классического танца) и аллегро (прыжки). Последовательность упражнений у станка: plie, battments tendus, rond de jambe par terre, battments fondus, battments frappes, battments doubls frappes, rond de jambe en lair, battments developes, grands battments.

Упражнения на середине зала исполняются в той же последовательности, что и у станка. Затем вводится adajio (epanlement, port de bras, temps lie, po de bourre, arabesques), allegro (saute, changements de pieads, echappe, assemble, sisons, jete).

Далее исполняются композиции из движений экзерсиса (2/4, 3/4, 4/4). Главная задача педагога – при изучении движения, положения или позы, необходимо разложить из на простейшие составляющие части, а затем из совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться у детей грамотного и четкого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности, педагог-ученик.

4. Народно-сценический танец

Народный танец имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся, знакомит их с разнообразием хореографического материала.

Уже на первом году обучения во втором полугодии дети изучают простейшие элементы русского танца. Отдельным уроком народный танец проводится на втором году обучения один раз в неделю.

Урок по народному танцу включает в себя:

  • тренировочные упражнения у станка;
  • сценические движения, исполняемые на середине зала и по диагонали;
  • танцевальные композиции.

Преподавание народного танца способствует:

  • развитию всего двигательного аппарата учащихся (суставов, связок, мышц);
  • повышению технической стороны танца, выработке силы и гибкости, мягкости и точности движений;
  • развитию выразительности.

Последовательность выполнения движений у станка:

  • полуприседания и глубокие приседания;
  • упражнения на развитие подвижности стопы (battments tondus), каблучные упражнения, маленькие броски, упражнения с ненапряженной стопой (флик-фляк);
  • подготовка к “веревочке”, низкие и высокие развороты;
  • дробные выстукивания;
  • вращательные движения (rond de jambe);
  • раскрывание ноги на 90 гр (developpe);
  • зигзаги;
  • большие броски, работающие ногой на 90 гр (grand battments);
  • прыжки, присядки, туры.

Сценические движения, исполняемые на середине зала, по кругу и по диагонали, включают входы и проходки русского танца, движения русского народного танца (“ковырялочка”, “веревочка”, “ключ”, притопы, дроби и т.д.)

В программе изучения народно-сценического танца: русский, белорусский (украинский), испанский, цыганский, восточный.

 

5. Историко-бытовой, современный и бальный танец

Изучение историко-бытового бального танца проводится как составная часть урока на занятиях по классическому танцу со второго года обучения. Эти занятия органически связаны с усвоением норм этики, выработки высокой культуры общения между людьми. Историко-бытовой танец по сути народный танец. Его корни уходят в народное творчество. Правда, правящие классы придали манере его исполнения придворный, салонный характер. Поэтому в основу дисциплины “Историко-бытовой танец” надо положить изучение подлинных образцов исторического танца в их первоначальном виде. Приучать к осмысленному выполнению движений и поз необходимо с первых лет. Эта дисциплина приучает детей к освоению сценической площадки, правдивой манере поведения, приучает двигаться в разных темпах и ритмах. Ритмическое хождение парами еще не танец. Дети с первого класса должны сознательно делать все движения, понимать, что и как танцуют, должны усвоить правила подачи рук друг другу и простейших поклонов.

На занятиях в младших классах учеников целесообразно ставить по линиям в шахматном порядке, для того, чтобы каждый ученик был в поле зрения педагога. В старших классах перед изучением нового танца полезно предпосылать небольшие беседы и знакомить учеников с бытом и костюмом данного времени. На уроках исторического танца учащиеся должны слышать подлинные народные мелодии, музыку прошлых эпох в лучших ее образцах. Много интересных старинных танцев есть и у композиторов нашего времени – Асафьева, Глиера, Прокофьева.

Основная задача программы по историческому танцу – научить манере исполнения танцев различных эпох. Здесь многое зависит от того, насколько сам педагог владеет манерой исполнения, насколько он сам точно знает и может показать стилевые особенности отдельных танцев.

В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:

  1. Усвоение тренировочных упражнений без опоры (упражнение для рук, ног, корпуса, ритмические упражнения).
  2. Разучивание танцевальной композиции – полонеза, падеграсса, польки, вальса-гавота, быстрого вальса и т.д.

Вначале учащихся знакомят с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения (музыкальный размер, ритм, основной темп). Далее идет усвоение специальных движений по степени сложности. После этого все разученные элементы собираются в единую композицию.

 

6. Этюдная работа по актерскому мастерству

Задачи:

  1. Учить позу связывать с движением, музыкой, т.е. позы должны быть “говорящими”, а движения “рассказывающими”.
  2. Учить законам перемещения в пространстве сцены (композиция).
  3. Знакомить с принципами идентификации.

На третьем году обучения учащиеся изучают приемы и упражнения, позволяющие развить исполнительское мастерство. В этот период обучения у детей уже заложен фундамент хореографической подготовки, они активно участвуют в постановочной и концертной деятельности. И для того чтобы учащиеся научились наиболее ярко и эмоционально передавать хореографические образы, необходимо развить у них актерские способности. Здесь широко используются технологии игрового обучения.

 

7. Постановочная работа

Еще одно из направлений творческой деятельности. Начиная со второго года обучения, постановка танцев осуществляется на специальных занятиях, которые проводятся один раз в неделю. Учащиеся не просто изучают классические, народные и современные танцы, а являются соавторами создаваемых танцевальных композиций. Темы для постановочной работы должны вызывать у детей интерес. В постановочной работе используется метод совместного творчества учителя и учеников (коммуникативный вид деятельности учащихся).

I этап – сознательная подготовительная работа. Руководитель подготавливает учащихся к процессу творчества. Он дает им азы знаний по хореографии, присматривается к учащимся, к уровню их общего развития, находит с ними общие интересы. Здесь зарождается замысел будущей композиции. Необходимо заинтересовать детей, добиться состояния вдохновения!

II этап – осуществление композиционного замысла. Составляется композиционный план, проводится подбор музыки, выбор пластического языка (классика, народный танец или современный). Продумываются все моменты, комбинации движений, кульминационные моменты, развитие действия танца и его развязка. Даются конкретные задания ученикам: самостоятельное сочинение рисунка танца, разработка эскизов костюма и т.д.

III этап – проверка всех композиционных решений. Отбираются все самые лучшие и удачные предложения по композиции как учителя, так и учеников. После этого удачные творческие разработки собираются в единое целое. Логическим завершением этого этапа является разучивание с учащимися созданной танцевальной композиции и проверка ее на зрителе.

Наиболее сложным и интересным вопросом в этой работе с учениками является организации познавательной деятельности, направленной на общее эстетическое развитие детей. Например привлечение внимания учеников у образам в художественной литературе, посещение балетных спектаклей, прослушивание музыкальных произведений, посещение концертов, и самим быть участниками конкурсов, фестивалей и т.д.

 

8. Итоговое занятие

Проводится для первого года обучения в форме открытого занятия для родителей в конце года, учащиеся второго и последующих годов обучения показывают концерт.

9. Индивидуальная работа с одаренными детьми

В хореографическом коллективе ведется работа по выявлению одаренных детей в области хореографии. Для них предусмотрены специальные занятия индивидуальной подготовки – три раза в неделю по два часа.

Цель:

Повышение уровня хореографического образования и профессиональной ориентации одаренных детей.

Задачи:

Формирование творческого потенциала одаренных детей, исполнительского мастерства и профессиональная подготовка для участия в конкурсах и фестивалях.
Для решения поставленных задач работа с одаренными детьми ведется по трем направлениям:

  1. Техника танца.
  2. Этюдная работа по актерскому мастерству.
  3. Постановочная работа.

Техника танца дается на базе классической школы и включает в себя разделы:

  1. Постановка корпуса, головы, рук и ног.
  2. Выработка выворотных, сильно натянутых ног, большого танцевального шага, высокого прыжка.
  3. Развитие музыкальности и пластичности.

Постановка танца педагогом совместно с ребенком является итогом работы на определенном этапе с одаренным учеником. В процессе создания танцевальной композиции учитываются индивидуальные склонности и особенности ребенка. Этим определяется выбор музыкального произведения для будущей композиции. При постановке танца учитывается так же способность ученика выполнять те или иные сложные танцевальные элементы. В работе используется метод сотрудничества учащегося и педагога. Хореографический образ всегда обогащается самовыражением творческой личности. Для достижения успеха в постановочной работе необходимо помнить, что синтез выразительных средств, музыка, пластика, оформление номера должны сливаться на уровне исполнительского мастерства.

Завершающий этап – показ работы учеником на концерте, фестивале, конкурсе перед зрителем и подробный анализ его выступления с учителем.

10. Организационно-массовая работа

Организационно-массовая работа включает в себя: беседы, прослушивание музыкального материала, участие в конкурсах, концертах, фестивалях, экскурсиях, поездках на балетные спектакли. Важно отметить, что организационно-массовая работа несет в себе образовательную и воспитательную функции, последнюю из которых помогает выполнять совместная деятельность педагога и родителей.

Педагог, воспитанники и их родители — единомышленники. Всех объединяет энтузиазм и любовь к искусству танца. Родители могут оказывать посильную помощь в пошиве костюмов, подготовке к концертным выступлениям, организации участия детей в конкурсах и фестивалях различного уровня. Общий труд приносит положительные результаты.

Не только рабочие будни сплачивают коллектив, но и праздники. Дети и родители всегда вместе: на новогодних утренниках, чаепитиях, карнавальных шествиях, в поездках, и других массовых мероприятиях . Совместный комплексный подход к воспитанию детей в хореографическом коллективе — это залог большого успеха, который способствует формированию общечеловеческой культуры, морали и этики.

IV. Методическое обеспечение программы

Воспитание культуры подрастающего человека, профориентация, предупреждение отклонений личностного развития детей, забота об их душевном благополучии – эти и другие задачи могут составить направление работы педагога.

При организации образовательного процесса используются методы: наблюдение, убеждение, стимулирование, создание ситуации успеха для каждого ребенка. В процессе преподавания осуществляется дифференцированный подход к детям с учетом их физических данных и способностей к восприятию предлагаемого материала.
Для успешной реализации программы должна быть создана необходимая материально-техническая, методическая и кадровая база.

Необходимые условия:

  1. Светлый, просторный зал.
  2. Станок для занятий.
  3. Деревянный настил пола.
  4. Зеркальная стенка.
  5. Фортепьяно, баян.
  6. Аудиоаппаратура.
  7. Осветительная аппаратура.
  8. Специальная тренировочная одежда и обувь для учащихся (спортивные купальники, трико, балетные тапочки, танцевальная обувь).
  9. Сценические костюмы.
  10. Обеспеченность учебно-методической литературой.

Общие принципы построения занятий:

  1. Системности – подход к управлению качеством образования, как к целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, формы и методов работы.
  2. Коллективного характера – при разумном сочетании групповых и индивидуальных форм и методов осуществления деятельности.
  3. Совершенствования навыков – постоянное самообразование педагогов, оказание квалифицированной помощи, повышение результативности их педагогического труда в соответствии с результатами педагогического мониторинга.
  4. Оперативности, гибкости, мобильности.
  5. Последовательности и непрерывности.

Темы лекций по истории балета:

  1. Истоки русского балета.
  2. Появление национального танца в России.
  3. Начало хореографического образования в России.
  4. Возникновение сюжетного балета в России.
  5. Возникновение русской национальной школы классического танца.
  6. Развитие реалистических тенденций в русском балете.
  7. Кризис русского балета.
  8. Рождение симфонического балета в России.
  9. Балет на грани двух столетий.
  10. Английский балетный театр.
  11. Французский балет;
  12. Восточная танцевальная культура.

Темы рефератов:

  1. Ваганова А.Я. – первый русский профессор хореографии;
  2. Дягилев С.П. и его «Русские сезоны»;
  3. Айседора Дункан;
  4. Уланова Г.С. – выдающаяся балерина 20-го века;
  5. Майя Плисецкая и её хореографические образы;
  6. Морис Бежар и его балеты;
  7. Владимир Васильев и Екатерина Максимова;
  8. Мариус Лиепа и его драматические образы;
  9. Балеты Петра Ильича Чайковского.

 

V. Список литературы, рекомендуемой для детей

Грушина Е. Николай Фадеечев. – М. Искусство, 1990г.
Ильичева М. Ирина Колпакова. – Л. Искусство, 1988г.
Константинова М. Екатерина Максимова. – М. Искусство, 1982г.
Красовская В. Анна Павлова: страницы жизни русской танцовщицы.- Л.М. Искусство, 1965г.
Львов – Анохин Б. Сергей Корень – М. Искусство, 1988г.
Плисецкая М.Я., Майя Плисецкая – М. Новости, 1994г.
Советские балеты: краткое содержание. — М. Сов. Композитор, 1985г.
Страна волшебная – балет: Очерки — М. Дет. Литература, 1974г.
Солодовников А. Ольга Лепешинская. – М. Искусство, 1983г.
Хочу танцевать: метод. пособие. – М. Махаон, 1992г.

VI. Список литературы, рекомендуемой для педагога

Базарова Н. «Классический танец» — Л. Искусство, 1984г.
Бежар М. «Мгновения в жизни другого» — М. В/О Союзтеатр, 1989г.
Ваганова А. «Основы классического танца» — М. Искусство, 1980г.
Васильева-Рождественская М. «Историко-бытовой танец» — М. Искусство,1963г.
Васильева Е. «Танец» — М. Искусство, 1968г.
Дэни Г., Дассвиль Л. «Все танцы» — Киев. Музычна Украина, 1983г.
Лиепа М. «Вчера и сегодня в балете» — М. Молодая гвардия, 1986г.
Львов-Анохин Б. «Мастера большого балета» — М. Искусство, 1976г.
Пасютинская В. «Волшебный мир танца» — М. Просвещение, 1985г.
Ткаченко Т. «Народный танец» — М. Искусство, 1967г.
Устинова Т. «Русские народные танцы» — М. Искусство, 1996г.
Эльяш Н. «Образы танца» — М. Знание, 1970г.
Ильичова М. «Ирина Колпакова» — Л. Искусство, 1988г.
Плисецкая М. «Майя Плисецкая» — М. Новости, 1994г.
Ванслов В. «Балеты Григоровича и проблемы хореографии» — М. Искусство, 1971г.
Лисицкая Т. «Ритмическая гимнастика» — М. Физкультура и спорт, 1985г.
Стуколкина Н. «Четыре экзерсиса» (уроки характерного танца) – М. Всероссийское Театральное Общество, 1972г.
Журналы: «Советский балет».
Видеоматериалы.
Журнал «Внешкольник», 2001 — 2005гг.
Журнал «Дополнительное образование и воспитание», 2002 – 2007гг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *