Танец… и бизнес. Блог хореографа Натальи Чуйко

Третье тысячелетие предъявляет качественно новые требования к человеку как к творческой индивидуальности. В современном обществе возникает необходимость новых форм и изучения опыта подготовки педагога, способного максимально развить творческий потенциал индивидуальности ученика…
Неповторимый индивидуальный стиль деятельности педагога, своеобразный уникальный «почерк» профессиональной деятельности, определяет манеру педагогических действий, присущую каждому учителю. Изучение лучших образцов индивидуального стиля в профессиональной деятельности позволяет изучить влияние личности педагога на развитие творческого потенциала ученика.

Сравнительный анализ индивидуальных стилей деятельности известных педагогов-хореографов позволяет подтвердить роль учителя в развитии творческого потенциала ученика и использовать ценный опыт нескольких поколений с целью формирования индивидуального стиля деятельности у будущих учителей хореографии.

Наша цель – рассмотреть, как проявляются особенности индивидуальных стилей в творческо-педагогической деятельности. И определить, каково влияние индивидуального стиля деятельности педагога-хореографа на развитие творческого потенциала ученика.

Индивидуальный стиль деятельности – это способ и результат самореализации педагога-хореографа в определённом жанре хореографического искусства, который проявляется в методике проведения занятий, манере преподавания и общения, особенностях педагогическо-творческой деятельности, специфике развития творческого потенциала учеников.

Так как система классического танца строго канонизирована, проявление особенностей индивидуального стиля деятельности педагога-хореографа и его влияние на развитие творческого потенциала ученика чётко прослеживается.

Современная система классического танца сложилась в европейском театре. Она формировалась на протяжении веков, впитывая особенности и разнообразие танцевальных культур разных народов. Как система классический танец сформировался в XVII веке в Италии, затем получил развитие во Франции .

Р. Захаров отмечал, что учитель хореографии должен обладать внимательным взглядом, способностью видеть малейшие недостатки в выполнении движений каждого из учеников в своём классе. Должен знать анатомию, уметь точно подсказать, какие мышцы нужно ввести в работу в том или ином танцевальном движении. По его мнению, музыкальность и художественный вкус педагога имеют большое значение в воспитании учащихся .

Другим представителем плеяды педагогов-хореографов был Александр Александрович Горский (1871–1924) – известный балетмейстер, артист, педагог.

Хореограф был сторонником новых идей. Его заинтересовало творчество А. Дункан, которая дала толчок к новым открытиям. А. Горского в сфере балетного искусства. Педагог-балетмейстер фанатично отдавался работе. Казалось, что во время уроков или репетиций он жил только танцем. Показывая новое па своим ученикам, Александр Алексеевич умел с необычайной убедительностью раскрыть его внутренний смысл .

Своей яркой индивидуальностью среди педагогов-хореографов отличалась Агриппина Яковлевна Ваганова (1879–1951), российская артистка, педагог, балетмейстер, она стала первым профессором хореографии. Среди её учеников – М. Семенова, Г. Уланова, Н. Дудинская, А. Осипенко и др. А. Ваганова была чрезвычайно строгим и требовательным педагогом. Стиль общения А. Вагановой с учениками был несколько грубоватым, но результат её педагогической деятельности был непревзойдённым. Все ученицы Агриппины Яковлевны прекрасно владели «школой», были настоящими профессионалами Для Вагановой-педагога основой выразительности танца является осмысленность техники, строгая постановка корпуса, позиций рук и ног Единственным недостатком своих учениц Агриппина Яковлевна считала отсутствие индивидуальности.

Являясь руководителем детского объединения образцового хореографического коллектива театр танца «НАТАН» творчески подхожу к построению урока. Люблю экспериментировать. Интуитивно понимаю, что нужно для каждого ученика в классе. При выполнении одного танцевального элемента всеми учениками одновременно , делаю каждому разные замечания, учитывая физические данные. Для достижения большей выразительности при выполнении определённого движения предлагаю несколько вариантов, позволял ученикам осуществлять собственный поиск. Акцентирую внимание на артистизме, музыкальности танца .С учениками говоря о выразительности и образности танца, требую от учащихся творческого индивидуального поиска образного решения хореографического произведения . Ученицы не отличаются хорошей устойчивостью и «стальным» носком, но мы с ними постоянно этого добиваемся и чтоб руки у девочек были мягкими и невесомыми в адажио и сильными и волевыми в пируэтах. Сама показываю комбинации движений всегда в пол- ноги, одновременно объясняя задание .

Уделяю большое внимание физическому совершенствованию своих учеников. Как педагог-балетмейстер стремлюсь к максимальной реализации хореографических возможностей каждого ученика. Как педагог-хореограф обращаю внимание на методологию, объясняю, почему не получается то или иное движение. Осмысление учениками работы тела во время выполнения хореографических па позволяет выйти на качественно новый уровень выражения творческой индивидуальности. Стараюсь подходить нестандартно к проведению тематических уроков, которые должны быть чрезвычайно интересными по своему строению. Важно то, что я высшей ценностью считаю своего воспитанника и никогда не перегружаю класс, для достижения высоких технических результатов , не пренебрегаю здоровьем своих учеников. И всеми силами борюсь за академическую строгость классического танца .

Развитие индивидуальности я ставлю на одно из первых мест в педагогической практике. Пытаюсь одновременно развивать технику, выразительность и артистизм .Мой стиль деятельности проявляется в индивидуальном подходе каждому воспитаннику с учетом строения мышечной системы. Этим хочу подчеркнуть, что одному воспитаннику лучше выполнять одни па, второму — другие. Строение тела определяет выбор амплуа- лирическое, комическое, героическое.

После длительного разбора и показа комбинации одним из учеников, другие легко выполняли новое движение. Добиваюсь высокого результата своих учеников не криком, а предложением подумать, как правильно выполнить задание. Стараюсь быть всегда для своих учеников старшим товарищем и другом. Простота и естественность общения создает свой микроклимат в классе. Считаю, что мало научить ученика грамоте классического танца, необходимо понять и раскрыть его индивидуальность, которая проявляется в восприятии музыки .Я хочу отметить, что учитель не рождает таланты, а лишь помогает их обнаружить, наделяя ученика знаниями, формирует его вкус, передает опыт . И считаю, что основная задача каждого хореографа – развитие традиций русского классического балета .

Творческая деятельность известных артистов балета подтверждает влияние индивидуального стиля деятельности педагога-хореографа на развитие творческого потенциала ученика. Главная задача педагога – рассмотреть уникальность ученика, выделить его сильные стороны и вселить веру в свои творческие способности. Вышеуказанные педагоги выделяли творческий потенциал будущих артистов балета как основу в построении системы их обучения. Учитывая индивидуальные физические, интеллектуальные, музыкальные и другие способности ученика, великие педагоги смогли воспитать великих артистов.

Итак, индивидуальный стиль деятельности педагога является своеобразным уникальным «почерком» профессиональной деятельности, определяет манеру педагогических действий, присущую каждому учителю. Изучение опыта выдающихся учителей классической хореографии подтверждает, что только творческий педагог с неповторимым индивидуальным стилем деятельности способен развить творческий потенциал ученика и воспитать творческую индивидуальность.

 

Библиографический список

  1. Балет: энциклопедия / сост. Ю. Н. Григорович. – М. : Сов. энциклопедия, 1981. – 623 с.
  2. Захаров Р. Слово о танце /. – М. : Молодая гвардия, 1971. – 160 с.
  3. Лопухов Ф. В. Шестьдесят лет в балете. – М. : Искусство, 1966. – 424 с.
  4. Мессерер А. Танец. Мысль. Время. – М. : Искусство, 1979. – 175 с.
  5. Фокин М. М. Против течения. – М.– Л. : Искусство, 1962. – 638 с.

4 комментария: Влияние личностного потенциала педагога-хореографа на развитие таланта воспитанника

  • воспитательных ресурсов, используемых педагогом-хореографом в системе его работы с воспитанниками, способствующих полноценному развитию личности ребенка, его успешной социализации. Авторы описывают педагогиеский эксперимент, в котором были задействованы 2 группы

  • Вместе с тем автор считает, что проведенное исследование не исчерпывает всей глубины проблемы, но является первой попыткой теоретически осмыслить и практически подтвердить влияние хореографии на личностное развитие учащихся.

  • Влияние социально-культурной среды на систему повышения квалификации педагогов-хореографов — тема научной статьи по народному образованию и педагогике, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

  • Так как система классического танца строго канонизирована, проявление особенностей индивидуального стиля деятельности педагога-хореографа и его влияние на развитие творческого потенциала ученика чётко прослеживается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *